Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Наука28 марта 2024 11:47

Удовольствие с оттяжкой: Ученые раскрыли главный секрет идеальной музыки

Science Advances: Ритм с синкопой вызывает желание танцевать
Исследований, посвященных музыке, очень много

Исследований, посвященных музыке, очень много

Фото: Shutterstock

Музыка оказывает колоссальное влияние на человека – это знали еще в древности. Шаманы и прочие жрецы впадали в транс под ритмичные барабаны вместе со своей аудиторией. Противники рок-музыки обвиняли исполнителей в «подсознательном воздействии» на подрастающие умы. Но как именно это работает? Ученые наконец разобрались.

О ВКУСАХ СПОРЯТ

Исследований, посвященных музыке, очень много. Но вопрос оказался крайне запутанным. В процесс вовлечено множество органов, от слуховых рецепторов в ушах до нейронов в мозгу. Эти органы вступают друг с другом в сложные взаимодействия, порождая в результате то, что музыка или «нравится», или «не нравится».

Когда в следующий раз вы заспорите с приятелем о музыкальных предпочтениях, подумайте – может, дело не в его культурном уровне, а просто у него иначе устроен мозг?

Международная группа исследователей (в основном нейробиологов) поначалу ставила перед собой незамысловатую цель: понять, отчего под одну музыку хочется танцевать, под другую нет. Но в процессе ученым удалось раскрыть весь механизм воздействия музыки на наши головы – впервые в науке.

НЕМНОГО НЕРВНО

Обычно считают просто: есть ритм – есть и танец. Дескать, посмотрите на африканские танцы, барабаны бьют, чем быстрее, тем лучше. Народ удержаться от пляски не может.

Но исследователям показалось, что дело не только в ритме. Они изучили разные частоты этого ритма, а главное, задействовали такой параметр, как синкопа. Что это такое?

Академическое объяснение – «смещение акцента с сильной доли такта на слабую, вызывающее несовпадение ритмического акцента с метрическим». О как понятно! А может, не надо объяснять? Потому что вы знаете, что это такое. Когда мелодия исполняется игриво, причудливо, с переливами, а не дуболомно, нота за нотой, это значит, что музыкант применил синкопу.

Если вы встанете за спиной пианиста (с его согласия) и посмотрите, как он это делает, вы увидите, что он, играя, конечно же, двумя руками, ставит руки на клавиши немного не одновременно, что создает эффект объемности, что ли, звука.

Оказалось, что самый приятный ритм для мозга – 120 ударов в минуту

Оказалось, что самый приятный ритм для мозга – 120 ударов в минуту

Фото: Shutterstock

Не кидайте в меня гобоями, если я не так объяснил, а вы понимаете это лучше: я старался.

Мелодии, составленные исследователями, включали в себя разные ритмы, которые были по-разному синкопированы. Испытуемые все это слушали, деятельность их мозга тщательно фиксировалась разносторонними и невероятными методами.

И что в итоге?

УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ 120

Оказалось, что самый приятный ритм для мозга – 120 ударов в минуту. А это как раз новаторство, которое привнесла в музыку группа (дуэт) Модерн Токинг. Кто помнит, это было безумие. Году в 1986-м от сладких напевов невозможно было скрыться. Я помню, лег дома в ванную, и даже там (колонки же выставляли на подоконники) со двора доносилось. Конечно, 120 ударов в минуту применяли и раньше. Но эти двое поставили дело на поток.

Заслышав ритм в 2 герца, мозг как будто вскипает, давай-давай! Почему так? Резонанс с нашими внутренними частотами. Но, как уже говорилось, дело не только в ритме.

Чтобы хит стал хитом, нужна неявно выраженная, умеренная синкопа, то есть слегка сломанная метрика. И работает это так. Ожидая услышать в следующую долю секунды некий звук, мозг его не получает, его ожидания обманываются. Но через микросекунду ожидаемое таки приходит, и мозг рад этому звуку, как рад человек, ожидающий в мороз автобуса. Неужели опоздал? Нет, вот он, всего на минуту опоздал, пришел, родимый. Если бы опоздал на полчаса, эмоции уже другие.

Итак, мозг, улавливая ритмику и метрику, получает удовольствие от своей способности предсказать, что будет дальше. Это очень глубокая эволюционная штука: именно способность предвидеть будущие события делает одних животных успешнее в выживании, чем других. Неудивительно, что мозг подкрепляет угадывание удовольствием. Удивительнее, что мозгу еще приятнее, когда он ждет, не получает, а потом все-таки получает. «А, значит я все-таки оказался прав», и тут удовольствие острее.

Все эти сложные удовольствия выражаются в танце. Мозг заставляет тело двигаться, чтобы закрепить услышанное действием. Видимо, тут тоже сработала эволюция: звук в кустах – молниеносное движение охотника в ответ. Так кошка, заслышав мышь, совершает прыжок. Танец настолько вшит в нас эволюционно, что наши органы подергиваются, даже если мы сидим за столиком и на танцпол не идем. Иные качают ногой, это само собой.

О КЛАССИКЕ ЗАБЫЛИ

Ученые в обширной статье проанализировали все задействованные в процессе органы и клетки, и то, что я описал, это лишь общая картина. Главное: теперь мы знаем, как и где возникает возбуждение, удовольствие, желание двигаться, и на что именно все это возникает.

Все-таки думается, что исследование только приоткрывает мир музыки. Скажем, за рамками осталась классика, где ритм и все прочее устроено сложнее. Почему некоторые люди аж плачут, такое удовольствие получают, а другие засыпают? Можно ли воспитать любовь к концертам до-минор, или не дано, так не дано? Это вообще про культуру или про физиологию? Или пресловутое «культурное воспитание» как раз на физиологию-то и влияет?

Ну и, возможно, главное. Хорошо, мозг получает удовольствие, а ноги просятся в пляс. Но надо ли этому потакать? Мозг много от чего получает удовольствие, что не очень полезно. Все это темы будущих исследований.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Какая газировка вреднее: с сахаром или без: Ответ неочевиден! (подписывайтесь на наши подкасты)