Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество16 апреля 2024 4:00

Нейросеть может стать "фастфудом", который искалечит естественный интеллект: Эксперты рассказали, как ИИ влияет на школьников

Педагог Казакова: Привычная система образования обрекает детей на деградацию
Теперь детвора подсаживается на модный нынче генератор текстов.

Теперь детвора подсаживается на модный нынче генератор текстов.

Фото: Мария ЛЕНЦ

“Пользуетесь ли вы нейросетями в обучении?” - такой опрос провели в нескольких школах Питера. “Да” ответили 64% учеников и 24% учителей. Втрое меньше. Выходит, яйцо курицу теперь может учить? Привычной педагогике пришел каюк? И так, и не так. Интересная дискуссия по этому поводу вышла на Московском международном образовательном салоне (ММСО).

ДОМАШКА СКОМПРОМЕТИРОВАНА

Еще совсем недавно обсуждали проблему списывания с сайтов готовых домашних заданий (ГДЗ). Придумали давать детям творческие задания, чтоб не как в учебниках. И что? Теперь детвора примерно с пятого класса массово подсаживается на модный нынче генератор текстов ChatGPT. Задали на дом, например, доклад по ОБЖ или презентацию по истории. Раньше добросовестный ребенок потратил бы несколько часов. А сейчас кинул запрос нейросети, и она тебе за несколько минут выдаст готовенькую домашку. Да, будут шероховатости, повторы слов, и придется текст «причесать», если хочешь хорошую оценку. А на трояк и так сойдет. Учителя об этом знают, да только что с того. Всех не переловишь, ведь педагогу и самому надо в нейросетях соображать. А антиплагиат против нейроопусов не работает (да-да, это тоже на ММСО объявили). Двойки ставить тоже не вариант - задание ведь выполнено.

- Вся наша система домашних заданий скомпрометирована. Эссе, сочинения - да любые задания на дом, скорее всего, уже «„Яндекс“ поможет решить», — говорит Яков Сомов, гендиректор «Лекториума» и методист онлайн-курсов в президентском лицее №239 (Санкт-Петербург). - Сложность уходит. А ведь создавать и удерживать более сложную картину мира в голове можно, только сталкиваясь со сложной книгой, сложным произведением, сложным фильмом, сложной экскурсией и так далее.

По словам эксперта, проверку знаний детей нужно переносить в класс, само собой, собрав у детей мобильники. И стоит подумать, нужно ли сохранять привычные эссе и сочинения.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛКА-КОВЫРЯЛКА

У Николая Пшеничного - декана факультета довузовского образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге - похожие наблюдения. Мол, разговаривал со старшеклассниками год назад, когда «джипити» только раскручивался, и сейчас. За это время появилось огромное количество продуктов, обеспечивающих свободный доступ к нейросетям, однако запросы школьников как были, так и остались проще некуда. На этом, кстати, детвора и палится.

- Запрашивают из серии «Доклад на две страницы о вреде наркотиков» или «Сожгли 100 грамм жира - сколько выделилось килокалорий?» — привел примеры спикер. - Получив в руки эквивалент волшебной палочки, дети продолжают показывать детсадовские фокусы. Но это не потому, что они тупые - это не так. Просто система не ставит перед ними сложные вызовы.

ФАСТФУД ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Выходит, рано бить тревогу о том, что школьники обскакали педагогов?

- Мы находимся в той стадии, когда ИИ может стать фастфудом, который искалечит естественный интеллект, — метафорично высказалась директор Института педагогики СПбГУ, доктор педагогических наук Елена Казакова. - Сохранив привычную для нас систему образования, мы обрекаем наших детей на деградацию. Очень не хочется пройти по этому пути.

Елена Ивановна тоже за усложнение. За то, чтобы пересмотреть имеющийся у нас образовательный арсенал и использовать ИИ как инструмент для создания более сложной, интересной, творческой картины мира. Но ему точно нельзя доверять обучение детей.

Взять, к примеру, робота-учителя, который появился в школе в Индии. Выглядит как человек, участвует в уроке наравне с живым учителем.

- Я прочла комментарии детей по поводу этого робота и долго смеялась, — отметила Елена Казакова. — Они радовались тому, что она никогда не кричит, не задает домашку, не задает вопросы. Ценность такого процесса образования, с моей точки зрения, близка к нулю.

ВОПРОС РЕБРОМ

Влияет ли ИИ на мозг?

По словам Татьяны Черниговской - д.б.н., академика РАО, профессора, директора Института когнитивных исследований РАО, мозг впитывает в себя все, с чем сталкивается. И такая мощь. Как наступление цифровой эры со всеми ее абсолютно новыми правилами, другим способом обработки информации, не может не влиять на нас. Даже на онлайн обучение мозг реагирует иначе, чем на живое, вплоть до восприятия похвалы или критики - это подтверждено исследованиями. Тут важна обратная связь, а искусственный интеллект не обладает эмоциями, не способен к эмпатии.

- Плюсы от работы с нейросетями огромны. И риски тоже огромны. Это вызов нам как биологическому виду. Недавно все обсуждали, что нейросеть написала диплом за студента - это ведь пойдет полным ходом. Начнут выпускать специалистов, обученных не людьми. Мы этого хотим? Я вот не хочу лечиться у врача, вместо которого училась нейросеть.

По словам Татьяны Черниговской, человечество еще не готово к тому, чтобы жить в мире, где соседствуют естественный и искусственный интеллекты. У нас нет правил - ни юридических, ни этических. Даже если взять самое ходовое - генерирование текстов, то нет технического инструмента объективной оценки того, кем он создан, человеком или чатом.

НА ЗАМЕТКУ

Цифровые аватары и ассистент учителя

Эксперты советуют педагогам осваивать нейросети и применять в работе. Во-первых, экономия времени. ИИ поможет сгенерировать таблицу или сценарий классного часа, собрать информацию по теме, подобрать картинку. Во-вторых, дети уважать будут и предмет полюбят, если учитель истории, например, предложит сгенерировать образы правителей и потом обсудить, похоже получилось или нет. А учитель русского устроит разбор сочинения, созданного чатом, чтобы дети учились проверять информацию и критически относиться к результатам выдачи нейросетей.

Набирает популярность и такой прием - видео к уроку, где вещает цифровой аватар учителя. Очень правдоподобно получается - и голос, и мимика один в один. И говорить такой аватар может на любую тему и на любом языке.

А скоро обещают обучить нейросеть делать предсказания. Ты ей сообщаешь про достижения ученика, а она в ответ - сможет ли ребенок сдать ЕГЭ и на какой балл. Чтобы успел подтянуть хвосты.

Сбербанк на ММСО презентовал новый ИИ-сервис “Ассистент преподавателя”. Он конспектирует урок и потом выдает аналитику, все ли пошло по плану, что удалось, а что нет, что “зашло” детям и т.д. То есть помогает педагогу посмотреть на себя со стороны и “самонастроиться”. Разработчики рассказали, что сначала записали больше сотни уроков классных учителей обычных школ, которые выезжают только на своем педагогическом мастерстве. И потом выделили паттерны успеха. По ним теперь и сверяется ассистент.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Плюсы от работы с нейросетями огромны. И риски тоже огромны

Плюсы от работы с нейросетями огромны. И риски тоже огромны

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Искусственный интеллект на тропе войны: как сегодня применяют ИИ на поле боя (подписывайтесь на наши подкасты)